Ретро. Коллекция семьи Осиповых
05.09.2018
Дмитрий ОСИПОВ, простой сибирский скульптор по металлу: |
Пожалуй, логично, что люди творческие, с нестандартным взглядом на мир и окружающие нас вещи, чаще встречаются в глубинке. Близость к природе, знаете ли, помогает раскрытию всяческих талантов. А в том, что они есть у Владимира Игоревича и Дмитрия – отца и сына Осиповых – сомневаться не приходится. Перебравшись в Листвянку несколько лет назад, этот творческий дуэт создал то, что уже стало известно за пределами области.
Светит солнышко
«Ретро-парк» Осиповых сложно как-то строго классифицировать. Музей, выставка? Скорее, собрание мыслей и идей, принимающих в металле оригинальную форму. И в то же время коллекция – пока планов и задач, которые медленно, но уверенно реализуются.
Первый экспонат появился 15 лет назад – поменяли свой ЛуАЗ на «полуторку» . Тогда и проснулась коллекционная страсть. Что-то дарили друзья, в основном покупали. «Победы» , «Волги» , «Москвичи» , «Инвалидки» . За это время под открытым небом собрался весь цвет отечественного автопрома, среди которого попадаются редчайшие образцы. И если Opel Olympia , который легко спутать с 401-м «Москвичем», еще не антикварный дефицит (хотя само его присутствие в «Ретро-парке» достойно уважения), то трехколесный советский трактор – находка сродни скифским артефактам. Интернет почему-то обходит стороной эту часть технической истории страны. Какие-то выводы можно делать, лишь исходя из его конструкции. Одноцилиндровый двигатель, пусть и с «горшком» в хорошую бутыль, отсутствие валов на внешнее оборудование, и колесико, как у тележки из супермаркета вряд ли определяли для забавного аппарата крестьянские будни. Говорят, трудились такие на вокзалах, где единственной ношей у них были «поезда» из вагонеток с почтой и багажом.
Рождал же советский технический гений такие забавные аппараты! Есть предположение, что из-за примитивной конструкции сей агрегат использовался только на вокзалах, где возил поклажу
Но еще более интересна моточасть «Ретро-парка». Все-таки к мотоциклам у нас было отношение – покатался да выбросил. А нет, так молодежь добьет. Поэтому М62 , М72 , ИЖ-49 воспринимаются как нечто сокровенное. Но и они ничто в сравнении с мотороллерами «Турист» и «Вятка» , бывшими когда-то первой мечтой советского гражданина, не желавшего зависеть от редких автобусов-электричек. Какие формы, какая свобода!
А «Рига» , а «Карпаты» ! «Разъездились тут на своих мотопедах», ворчали приподъездные бабульки на трещавших моторчиками и крутивших педали подростков.
Если вспомнить статьи в журнале «За рулем» и незатейливую советскую рекламу, то мотороллеры «Турист» и «Вятка» в СССР были идеальным первым транспортным средством. Недорогие, сравнительно мощные, пара мест и багажная полочка сзади
Или взять «Яву» ! Даже в свои 43 она оправдывает превосходство над ИЖами и «Восходами» – дизайном, качеством покраски, вниманием к деталям. Хочется взглянуть на это чехословацкое чудо в идеальном и аутентичном состоянии.
Это как раз из разряда планов – восстановить всю коллекцию, которая разрослась до более чем 20 экземпляров. Благо, многие из них на ходу. Другие же требуют незначительной доводки – проводкой, шлангами и т. д. Главное, что надо поднимать из руин кузова, салоны, деталировку. А без аутентичности – никаких результатов. Первый шаг на этом пути сделан. В работе машина, которая уже приобретает оригинальный облик – BMW R35 начала 50-х годов, восстановленная по раме и двигателю. Надеемся, что к маю, к БМШ мы увидим его во всем великолепии.
«Помешать» же этому может разве что увлечение Дмитрия, которым он «болеет» вот уже пять лет. Сейчас в современном искусстве много разных направлений, да и само искусство в привычном понимании несколько трансформировалось. Можно сказать, что Осипов-младший на его острие. Нет, разумеется, не он придумал тот жанр, в котором творит. Но в мире, по крайней мере, так говорят Интернет и специализированные СМИ, единицы подобных скульпторов. митрий самобытен в своих работах, как и они.
Думаю, потому, что его скульптуры живые. Конечно, в них не надо искать электромоторчиков или каких-то шаговых двигателей, да и вообще движущие части редкость (наверное, за исключением козы, которая служит мангалом). Тем не менее, это уже не просто куски железа – самой что ни на есть банальной «черняшки» – а существа. Персонажи жизни, истории, мы с вами!
Велосипедист, очевидно, догоняя кого-то, кричит «подождите»! Пожарный с двумя огнетушителями хмуро… так и хочется сказать, шевелит усами. Пара его коллег, напротив, радуется жизни – ведь под ними самоходная тарантайка, укомплектованная двигателем, топором и рындой. Боец за мудреной конструкции огнестрельным оружием отдает команды. Орнитолог с сачком, видимо, разглядел где-то вдали предмет своих поисков. А тевтонский рыцарь на устрашающего вида боевом коне… ну ведь определенно скачет!
Одно из произведений Осипова-младшего: мудреная конструкция с бойцом-командиром
У каждого образа, будь то лыжник, глупый павлин, развалившийся кошак или собачка, задравшая лапку, не только эмоции – свой легко чувствующийся характер. И уже не обращаешь внимания на то, что ржавчина, где-то порвано-замято – даже колорит особый придает. Причем доноры «органов» уже не воспринимаются огнетушителями, шатунами, крыльчатками вентиляторов и прочим «бутором». Потому, что тормозные колодки – это уже ноги со шпорами, топливные мотоциклетные баки – тела, крышки шатунов – скрюченные пальцы. Понимаешь и принимаешь сразу, на уровне подсознания.
Понятно, что свалка при таком творчестве – основной источник материала, но откуда берется вдохновение? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, наверное, быть… Дмитрием Осиповым. Или хотя бы посетить листвянский «Ретро-парк».